Уроженец Донбасса Александр Васильевич Федин награжден многими медалями, в том числе «За отвагу». Автоматчик освобождал от врагов Западную Украину, Польшу, ему даже довелось в окопах увидеться с маршалом Георгием Жуковым. Участник Висло-Одерской операции вспоминает: «Я был в части самый салажонок. Но с июля 1944-го по 1945 год отпахал с боями расстояние - будь здоров!» После войны, переехав из Макеевки в Нижний Тагил, Александр Васильевич много раз был участником знаменной группы, открывающей 9 Мая парады в нашем городе. Владислав Пинаев, вручая награду ветерану, отметил огромный вклад старшего поколения и в Победу в Великой Отечественной войне, и в военно-патриотическое воспитание молодежи:
- Александр Федин - герой города, единственный оставшийся в живых участник знаменной группы. По поручению президента России Владимира Путина мы приступили к вручению ветеранам медали, посвященной юбилею Победы. Делаем это с радостью, пожеланием им здоровья и огромной благодарностью за то, что дали нам возможность жить под мирным небом.
- Большое спасибо за награду и внимание. Служу России! - по-военному четко ответил ветеран.
Еще два участника войны, ставшие обладателями юбилейных наград - Борис Толмачев и Анатолий Киселев.
Борис Иванович Толмачев в декабре 1944-го в возрасте 17 лет попал на Тихоокеанский флот. Он с отличием окончил «учебку» и стал связистом, после чего парня направили в 4-ю бригаду подводных лодок. Служил старшиной I статьи. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За освобождение Кореи».
- Хорошо помню, как объявили Победу над Германией, - говорит Борис Иванович. - Тогда наши подводные лодки стояли в бухтах, а мы в казарме находились в порту Находки. Как мы радовались! Четыре года мук и страданий, детство голодное… А вторая радость - когда война с японцами закончилась.
Борис Иванович Толмачев - ветеран труда. Семь раз занесен в заводскую Книгу почета ЕВРАЗ НТМК как лучший работник.
Анатолий Иванович Киселев в 17 лет в январе 1942 года начал свой боевой путь в сухопутных войсках. После ранения под Москвой и выписки из госпиталя его направили в Архангельск - в учебный отряд Северного флота. После обучения в 1943 году попал на тральщик с портом приписки Диксон. Во время службы проходил по фарватеру в Северном Ледовитом океане. Задача - обнаружить немецкие мины и обеспечить путь транспорта с грузами, идущего в СССР из стран-союзниц.
Однажды, как вспоминает Анатолий Иванович, судно, на котором он находился, было подбито торпедой: чтобы спастись, пришлось им с другом прыгать в ледяную воду, надев спасательные жилеты. Позже их подобрал другой тральщик. Когда и его подбили, вновь прозвучала команда: «Спасайся!» Спасательные жилеты держали всего лишь несколько часов.
Остальные корабли отправились дальше, потому что дан приказ - останавливаться нельзя. Надежда - только на чудо. И без него не обошлось. На помощь пришел еще один тральщик. Когда подорвался и этот корабль, в чудо уже никто не верил. От долгого пребывания в холодной воде судорогами свело руки и ноги, сил не было, сознание пропадало. Как выжил и был спасен, Анатолий Иванович не помнит. Очнулся и понял, что заново родился. Причем трижды за одну ночь.
К окончанию Великой Отечественной войны стал старшиной первой статьи. Боевые подвиги моряка отмечены различными наградами: медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
После победы Анатолий Киселев два года оставался в действующей армии. На Диксоне служил старшиной батареи. Дома его считали без вести пропавшим.
В родной вятской деревне, куда вернулся фронтовик, остались в основном женщины и дети. Анатолия Ивановича выбрали председателем колхоза. В 1962 году Киселев с семьей переехал в Нижний Тагил, где устроился на Нижнетагильский мебельный комбинат, заочно окончил Всесоюзный лесотехнический техникум.
Суровый климат и ледяная вода Заполярья так закалили героя в юности, что и сейчас, в свои 100 лет, Анатолий Иванович энергичен и бодр. А за очередную ветеранскую награду обещал выпить рюмку коньяка.