Логотип Тагильский Рабочий

«Дело» о Козе и Волке

Детектив, спектакль-расследование, остросюжетная история в формате интерактивного диалога для подростков… Это все анонсы сказки «Волк и семеро козлят», превратившейся на сцене Нижнетагильского театра кукол в экспериментальную пьесу «Дело не в волке» (12+).

Изображение «Дело» о Козе и Волке Скачать изображение в формате JPG

Конечно, версий знаменитого сюжета и до этого было достаточно: историю описывали братья Гримм, публиковали в сборниках русских народных сказок, на его основе рисовали мультфильмы и создавали мюзиклы. Советские дети с удовольствием слушали виниловую пластинку с музыкальной сказкой Юрия Энтина и Алексея Рыбникова. Помните эту песню?

Ох, козлятушки, вы ребятушки,
Остаетеся вы без матушки.
В огород иду за капустою,
Может волк прийти,
сердцем чувствую.

Надо сидеть, слышите вы,
Тише воды, ниже травы.

Все смотрели советско-румынско-французский музыкальный фильм «Мама», снятый в конце 1970-х с Людмилой Гурченко, Михаилом Боярским, Олегом Поповым в главных ролях. Там в разборках между Козой и Волком участвовали все лесные жители.

Даже писатель-сатирик Михаил Задорнов посвятил сказке одно из своих выступлений, рассуждая о ее тайном смысле. Например, он утверждал, что волк – символ ненасытности и торгашества, которые могут погубить мир, семеро козлят – семья народов, а коза – мудрейшее животное, ведунья.

Чем отличается новый спектакль? Взяв за основу известный сюжет, Павел Дитятин, Гульнара Насырова и Галина Шемберг создали свою версию взаимоотношений Волка и Козы с козлятами. Делали они это в рамках курса «Практики проектной деятельности в современном театре кукол» Екатеринбургского театрального института под руководством кандидата искусствоведения Анны Ивановой-Брашинской и заслуженной артистки Российской Федерации Натальи Гараниной. Цель работы – размышления о безопасности детей, о том, что они должны знать, чтобы не попасть в лапы к хищнику.

На тагильской сцене пьесу поставила режиссер и актриса Татьяна Швендых. «Дело» расследуют два актерских состава, дополняя свою игру анимацией, работой с куклами и спецэффектами. За 45 минут Зайцу–судье нужно допросить Козу и Волка, собрать доказательства и убедить зрителей принять верное решение, ведь дети и взрослые в зале - присяжные заседатели, которые могут проголосовать как угодно и либо обвинят волка в похищении козлят, либо оправдают. И первые спектакли показали, что финал непредсказуем.

Да, среди школьников и их родителей оказалось немало тех, кто захотел отдать свой голос в пользу Волка. Почему? Это сотрудники театра и зрители обсуждали после спектакля, открывшего цикл серьезных «Театральных разговоров» на «детские» темы. Почему не все прониклись бедой Козы, которая вдохновенно рассказывала о своих пропавших детях и их увлечениях, показывала фотографии, игрушки и рисунки? Она разыгрывала с юными зрителями сценки, напоминая правила поведения при встрече с незнакомцами, объясняла, почему нельзя брать конфеты у посторонних на улице и открывать дверь квартиры чужим людям. Школьники сами рвались на сцену, чтобы поучаствовать в играх и ответить на вопросы, показывая знания правил личной безопасности. Но при этом аплодисментами и радостными криками встречали выступления Волка, когда он читал рэп, рассуждал о мыслях в голове хищника в формате провокационного телешоу «Стендап»...

По словам одной из мам, пришедшей на спектакль с детьми, эта постановка заставляет взрослых посмотреть на себя со стороны и задуматься о своем поведении. Не слишком ли мало времени современные родители уделяют воспитанию подростков? Стоит ли ругать ребенка, если он криком привлекает к себе внимание, или нужно сначала разобраться, что происходит? В сложившейся ситуации в спектакле, по ее мнению, виновата Коза, которая не отрывается от мобильного телефона ни на минуту, и даже в зале суда больше переживает из-за того, что у нее заканчивается «зарядка», а заботой о детях считает километровые чеки из магазинов и вещи, купленные по акциям. Не случайно в одной из сцен звучат детские голоса: «Мама, мы тебе звонили, но ты не отвечала». Волк же получился слишком харизматичным и обаятельным.

Другая зрительница призналась, что тоже сначала попала под обаяние Волка. Но ее потрясла сцена, когда он собрал воздушные шары с портретами козлят и после каждого лопнувшего шарика на небе загорался фонарик-звездочка, как символ невинной детской души. И пусть это были только фантазии хищника, а Коза неоднократно повторяла, что все остались живы, ситуация навела на размышления о том, сколько ходит по свету таких «Волков», у которых однажды может стереться грань между реальностью и больным воображением.

По словам директора театра Татьяны Ткачевой и представителя пресс-службы МУ МВД России «Нижнетагильское» Элины Балуца, пришедших на обсуждение, такие разговоры после спектакля очень важны. Школьникам ненавязчиво напомнили о правилах личной безопасности, привели конкретные примеры, по ролям разыграли ситуации, рассказали о случаях мошенничества, но необходимо, чтобы и родители сделали для себя определенные выводы. Например, и дети, и взрослые должны понимать, что иногда зло скрывается под маской обаяния, а интересный незнакомец может оказаться настоящим хищником. Поэтому спектакль «Дело не в волке» рекомендован именно для семейного просмотра и совместного обсуждения.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы