Мужская школа
Поколение детей войны знало школу тех лет.
Спустя десятилетия, в 1970-х, в газете «Тагильский рабочий» с волнением прочитала письмо учеников мужской школы №9 выпуска 1948 года: Б. Гельруда, учителя математики, В. Балбашова, сотрудника объединения «Тагилсантехника», А. Обухова, главного архитектора Нижнетальского филиала «Свердловскгражданпроект», Ю. Башкирова, начальника отдела ПО «Уралвагонзавод».
Дело в том, что в 1943 году директором этой школы был назначен Климентий Елисеевич Мороча - мой отец. Каким он стал для учеников военного времени? Вот некоторые воспоминания:
«Единственная мужская школа существовала второй месяц. Двум тысячам полуголодных мальчишек, большинство которых знало, что такое бомбежка, похоронки, захваченный фашистами дом, нужен был учитель – мужчина, влюбленный в свой предмет и школу, прямой, честный, умный и волевой. Таким стал для нас, тогдашних учеников, Климентий Елисеевич Мороча... Мы помним уроки математики, учившие четкости и тонкости мысли, школьные комсомольские собрания и вечера, где он всегда был рядом.
Аккуратный, подтянутый шел по школьным коридорам твердым шагом, с высоко поднятой головой - наш директор и Учитель, на которого мы мечтали быть похожими. С ним делились самыми сокровенными мыслями. Вспоминается, как при его появлении во время перемен в начале школьного коридора сотни мальчишек, за несколько минут до этого представляющие сплошной клубок кричащих, борющихся тел, по стойке «смирно» выстраивались вдоль стен и приветствовали своего директора…»
Дисциплина и кадры
Историческая справка о деятельности школы в тяжелые военные времена взята мною в местном музее трудовой и боевой Славы, созданном в 1950-е годы. Там сказано, что на базе существующей с 1935-го школы №9 организуется мужская средняя школа, которая ни на минуту не прекращала своей деятельности.
В военное время на Уралвагонзаводе назрел острый дефицит рабочих кадров. Этот вопрос решился в срочном порядке: школа получила необходимое оборудование, а учащиеся - специальность токаря. Так было положено начало политехнизации образовательного учреждения, значимость которой уже в мирное время оценит директор предприятия Иван Окунев: «Мне бы две-три таких школы, как 9-я, я бы не знал проблем с кадрами».
Раздельное обучение внесло немало трудностей. Остро встал вопрос с дисциплиной, до 70% снизилась успеваемость. Была большая текучесть учительских кадров. Дисциплина в школе поддерживалась строгими наказаниями. Отдельные ученики за особо серьезные нарушения «Правил поведения для учащихся» исключались из школы с правом или без права поступления в другую. За незначительные нарушения дисциплины практиковалось исключение из школы на две недели. Строгое наказание несли учащиеся за порчу школьного оборудования, недисциплинированность на праздничных вечерах, за срыв уроков и оскорбление учителей. При коллективных нарушениях часто наказывались старосты классов, комсорги, председатели советов пионерских дружин. Этим воспитывалось коллективное чувство ответственности, что способствовало сплочению детей.
Существовало воспитание здорового общественного мнения, что «двойка» - это позор для всего класса. Классные, комсомольские собрания превращались в серьезные события в жизни коллектива. Отличники помогали отстающим, другие ребята контролировали поведение недисциплинированных одноклассников. Актив родителей посещал неблагополучные семьи.
Жизнь школы в военные 40-е годы имела ряд особенностей. Списочный состав учеников в классе доходил до 50-60 человек. В первых классах начальной школы учились мальчики от семи до 13 лет в военной форме – воспитанники полков и музыкантов воинских частей, рано лишившиеся родителей. В пятых - наряду с 11-летними сидели 16-летние подростки. В связи с тем, что школа была передана под госпиталь, уроки проводились в три смены.
Суровые будни
Рабочий день в школе продолжался с 8 утра до 22 часов вечера. Обязательным было присутствие директора или завуча. Начинался учебный день с обязательной физзарядки, которую проводили старшеклассники. Ответственность несли комитет ВЛКСМ и ученический. Еженедельно проводились линейки, на которых давалась оценка жизни школы, оглашались приказы директора по нарушителям дисциплины, по поощрению лучших.
Школьные трудности: на весь класс было по три-четыре учебника, писать приходилось на обратной стороне бумаги. Выходила из строя система отопления, занимались в верхней одежде. В годы войны не поступало учебное оборудование. Многие географические карты чертили от руки.
Учителя математики вместе с ребятами готовили сотни стеклянных, металлических моделей к основным задачам и теоремам школьного курса, химики создавали объемные модели различных химических и металлургических производств, историки – макеты «Штурм Зимнего», сражений войны 1812 года, битвы под Полтавой… Руками учеников созданы радиоузел и система радиофикации всех классных комнат и коридоров. Работала коротковолновая радиостанция школьников.
В конце 1944-го 9-ю посетил министр просвещения РСФСР товарищ Новиков и отметил хорошую подготовку учащихся. Учителя и многие школьники получили благодарности.
Начиная с сентября 1941-го сотни учеников 7-10-х классов вместе с педагогами помогали в уборке урожая пригородным хозяйствам. Всего было отработано 4500 человеко-душ, убрано 2342 гектара зерновых, собраны тонны грибов и ягод.
В Фонд Обороны дети передали 4000 рублей и 6000 теплых вещей. К Новому году дети отправили солдатам 49 посылок на фронт.
Климентий Мороча проработал в должности директора 15 лет. Знакомясь с архивными документами, узнала, что вся его большая организаторская работа, педагогическая деятельность были направлены на совершенствование учебного процесса, на создание сплоченного учительского коллектива. Например, введение всестороннего систематического анализа опыта работы, отдельных звеньев школы помогало Климентию Елисеевичу выработать в себе такое драгоценное качество, как чувство нового. За этим следовало внимательное изучение опыта работы каждого учителя, его педагогического мастерства и особенностей того или иного детского коллектива. Практиковалось также и всяческое поощрение творческой инициативы.
Главная задача директора школы - добиться того, чтобы все учителя поняли, что в учебно-воспитательном процессе нет больших и малых дел, наоборот, все велико, все значительно: и урок, и внеклассная работа, и школьная мебель, и форточка, и перо.
Другая эпоха
Наступил XXI век. Другая историческая эпоха. Школа №9 стала муниципальным образовательным учреждением.
Следуя прежним традициям, учительский коллектив не прекращает деятельности по включению в учебно-педагогическую работу новых форм и методов. В образовательный процесс внедряются программы экологического и валеологического воспитания. Получила развитие система дополнительного образования. В школе осуществляется большая спортивно-оздоровительная работа.
Ведется активная музейно-поисковая работа. У школы установлен обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны учителей и учеников, открыта мемориальная доска в память о госпитале.
Школа №9 готовится отметить 90-летие. Безусловно, впереди у нее новые достижения. И такой школой можно гордиться!
Ариадна МОРОЧА,
председатель правления
Нижнетагильской общественной организации «Дети войны»,
бывший рабкор газеты
«Тагильский рабочий» и лауреат премии имени Григория Быкова.