- Поначалу жители Вагонки ездили в головной волонтерский центр на улице Вогульской, – рассказала руководитель отделения Ольга Карелина. - В 2023 году образовалась группа в нашем районе. Сначала собирались в небольшом помещении, а затем администрация выделила второй этаж в отдельном здании, и мы смогли развернуть нашу мастерскую!
Ольга – бывшая учительница физики в 86-й школе. В сентябре позапрошлого года ее инициативу поддержала группа коллег, охотно влились в ряды и ветераны Уралвагонзавода, и другие патриоты. Команда большая, но на редкость дружная:
- Когда собираемся вместе отметить праздники, стол ставим, как на свадьбе, – гордятся женщины. – Наш главный командующий Андрей Банников не только обеспечивает заявками с фронта - он снабжает оборудованием, материалами и вдохновляет. Поздравляет с праздниками и даже организует здесь концерты без отрыва от производства. Приходят барды «Зеленой лампы», поддерживают песнями. Очень нам понравилась встреча с автором-исполнителем Наилем Хатыповым, его стихи.
В большом зале - стол для раскроя антидроновых одеял, два ряда станков для сетей, еще одна рама – в коридоре. Маскировочные сети нужны на СВО постоянно и в большом количестве.
- Боец к нам заходил, говорил, что копали они траншею 3,5 км длиной, и ее надо было всю накрыть. Представляете площадь? Сначала мы измеряли огородными масштабами, сколько можем укрыть. Получалось шесть соток в месяц изготовлять. Потом начали мерить футбольными полями. Цвета успеваем менять по сезону, но даже географически они разные: на одном направлении зелень надо, на другом – все желтое, выжженное, песок. Бойцы замечают, что нюансы не так важны: «В грязь кинем, будет, как надо, лишь бы сети были».
Мужья приходят в центр не часто, но регулярно. Вся мужская работа, начиная с изготовления станков, лежит на них, они же нарезают запас лент для плетения маскировки. Чтобы ускорить процесс, смастерили станок-резак, на котором можно раскроить большой рулон на 33 ленточки.
- На один рулон уходит всего час времени, – поясняет Ольга. - Такую механику черноисточинские кулибины собрали, а придумал муж нашего волонтера Веры Васильевны. Применяли раньше электрические резаки, но их производительность во много раз ниже.
Правда, для нарезки нужно задействовать группу из пяти-шести мужчин, но это не проблема: они тоже все сдружились и сработались.
- Чего только не придумывают наши солдаты вместе с волонтерами! – продолжает Ольга. – Вот посмотрите, Андрей Викторович вдобавок к окопным свечам отправляет кухонные губки из металлической сетки – их кладут сверху, чтоб не дымили.
Самой старшей из вагонских волонтеров – 87. Это Надежда Кирилловна, и она работает с упорством, по плану - пока не сделает сеть, домой не уйдет. Татьяне Илларионовне - 72, из них 46 лет была бухгалтером на заводе. В швейной мастерской ее сверстницы – бывшая учительница Анна Григорьевна, инженер-конструктор Зоя Александровна:
- Шить люблю с детства. 46 лет трудилась в научно-технологическом комплексе, - сообщила она. - До 70 лет работала, дома посидела, а в 2023 году пришла сюда. Как только эту машину увидела, так с ней и сроднилась! Люди очень много помогают. Ткани несут на белье, иконки передают. Многие шьют на дому и постельное, и подушки-«косточки».
- Ребята, когда приходят, плачем, – признаются женщины. - Мы-то домой каждый день возвращаемся, в тепло и уют, а они в окопах - в лесу, в грязи, в постоянном стрессе…
Ольга Карелина уверена, что наш народ становится только сильнее в испытаниях:
- На алее Героев повстречала женщину, похоронившую сына, и она сказала однозначно: «Страна и армия должны идти до конца, иначе нас сметут». В нашей команде только у двух женщин сыновья на СВО, но настрой единый: пока идет война, мы будем здесь работать.