В проекте 30-х их два
Мысль о строительстве мостовых переходов через пруд была воплощена на бумаге еще в начале 1930-х. Предполагалось построить два моста.
На генеральном плане жилстроительства «Тагилкомбината» 1932 года обозначен мост через Тагильский пруд, идущий с Гальянской части к северному берегу залива реки Малая Кушва. Продолжением его стала дорога, выходящая к мостовому переходу через реку у Детского городка. На плане «Соцгород. Н. Тагил» размещен второй мост, тоже с Гальянки, но уже значительно южнее, от Корабельного мыса к запроектированному парку культуры и отдыха на противоположной стороне.
В 1934 году группой Александра Мостакова, в составе архитекторов П. Смирнова и Б. Даньчича, экономиста М. Полынева и инженера Г. Денисова, разработан «Проект планировки города Н. Тагил». На генеральном плане западной части - «района Металлургического комбината» четко видны нити мостовых переходов через пруд.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1935-го утвержден проект планировки Нижнего Тагила. В пункте № 18 «Искусственные инженерные сооружения» предусматривалось строительство десяти мостов, два из которых через Тагильский пруд. Были даны характеристики объектов строительства:
- мост через Тагильский пруд (Гальянка – западная часть Кушвинского района). Длина пролета 100 метров (не включая протяженность дамбы), ширина – 9,5 метров. Материал – железобетон. Должен иметь две «ленты» автогужевого транспорта и два тротуара;
- Мост №29 через Тагильский пруд (Гальянка – Парк культуры и отдыха). Длина пролета – 300 метров, ширина 3 метра. Запроектирован, как «Висячий гибкий мост, исключительно для пешеходного движения».
Полтора года спустя, протоколом Совета труда и обороны СССР от 2 июля 1936-го, представленный «Генеральный проект планировки строительства города Нижнего Тагила» был одобрен.
40-е… В генплане не значился
Все ресурсы были задействованы на строительстве Уралвагонстроя, Ново-Тагильского комбината и освоении рудной базы, план строительства оказался нереализованным из-за отсутствия средств.
В 1941 году началась Великая Отечественная война… К вопросу о новом генеральном плане застройки города архитекторы вернулись после Победы.
В марте 1946-го составлен сборный план строительства города на основе генплана Нижнего Тагила 1935 года. В 1947-м он представлен Горстройпроектом на рассмотрение в Главстройпроект СССР: на схеме вновь обозначены мосты, причем первый уже имел выход с улицы Большой Гальянской.
Но постановлением министров РСФСР от 8 апреля 1948 года утвержден новый генеральный план Нижнего Тагила, в котором предусмотрены только четыре моста через реку Тагил: «Маральский», «Новый», «Красный камень» и «Северный». Мостовые переходы через Тагильский пруд в план не вошли.
60-е… Дальше совещаний дело не пошло
Город продолжал расти. Увеличивалась жилищная застройка. Промышленность с каждым годом набирала обороты. Мост был жизненно необходим городу. Он мог соединить Гальянский жилой массив, в котором проживало почти 150 тысяч жителей, с основным промышленным комплексом, предприятиями стройиндустрии, коммунального обслуживания и жилыми районами города.
В январе 1967-го состоялось техническое совещание при главном архитекторе города по вопросу проектирования мостовых переходов через реку Тагил, Тагильский пруд и автотранспортных магистралей. Проектному институту «Уралгипротранс» предложено выполнить комплексные проекты мостов, подходов к ним, развязок и магистралей. Генподрядчиком мостовых переходов определен трест «Тагилстрой», заказчик строительства – Нижнетагильский металлургический комбинат.
В мае утвержден дополнительный титульный список изыскательных и проектных работ Министерства черной металлургии СССР на текущий год, в который был внесен мост через Тагильский пруд, и прописан год начала строительства – 1968-й.
24 мая 1967 года постановлением Совета Министров РСФСР принят третий генеральный план Нижнего Тагила. В 1968-м состоялись два технических совещания при главном архитекторе по вопросам проектирования и рассмотрения проектного задания мостового перехода через Тагильский пруд. Был согласован вариант проекта моста №6 «в металлическом исполнении», определен участок строительного полигона для изготовления конструкций моста и производства монтажных работ на левом берегу пруда, ограниченный улицами Крайней, Бригадной и проектируемой трассой. В связи с тем, что кроме данного моста в будущей пятилетке 1971-1975 годов, запланировано сооружение других мостовых переходов и путепроводов, было рекомендовано заложить в сметно-финансовый расчет моста ассигнования на жилищное строительство для новых рабочих.
Установлены сроки подготовки и начала строительства: утверждение проектного задания - 1968 год, начало рабочего проектирования и выполнение подготовительных работ по строительству моста – 1969-й. Строительство объекта планировали завершить за три года.
На совещании 23 октября рассмотрено проектное задание мостового перехода через Тагильский пруд, разработанное проектно-изыскательским институтом «Уралгипротранс». Представленный проект включал 12 основных и три дополнительных варианта, различавшихся решением пролетных строений. Были отклонены варианты со строительством дамбы, это привело бы к заливанию и заболачиванию пруда, сокращению его объемов, нарушило режим технического водоснабжения и создало дефицит воды для всего промышленного комплекса Нижнего Тагила. Еще одной причиной стала невозможность пересыпки акватории пруда в пределах городской черты в связи с запланированной застройкой Гальяно-Горбуновской площадки и созданием в будущем общественного и административного центра города на Корабельном мысе. Также были отклонены проекты, в которых предполагалось строительство железобетонных пролетов.
По итогам совещания совет принял решение о строительстве моста по варианту №6 с металлическим пролетным строением. Также было решено добиваться разрешения на размещения заказа по изготовлению необходимых конструкций на Нижнетагильском заводе металлоконструкций.
Особо отмечалось, что строительство мостового перехода необходимо осуществить в первую очередь при подготовке Гальянского массива под жилую застройку, что позволило бы сократить пробег грузового и пассажирского транспорта на 7-8 километров и благотворно повлияло на развитие района в дальнейшем.
Однако, и эти планы реализованы не были.
В новом тысячелетии
К вопросу о строительстве мостов через Тагильский пруд вновь вернулись уже в XXI веке.
25 ноября 2010-го городская Дума приняла решение «Об утверждении генерального плана городского округа Нижний Тагил…» до 2030 года. В план заложены объекты капитального строительства по развитию улично-дорожной сети, в том числе два крупных моста, один из которых вошел в строительство первой очереди. По новому плану мосты должны были войти в дорожную сеть общественного транспорта и способствовать развитию трамвайного и автобусного сообщения.
В документе они обозначены, как мост № 2 и № 3.
Мост № 2 планировали сделать продолжением трамвайной линии, берущей свое начало в Гальяно-Горбуновском районе от кольца, образованного Октябрьским и Уральским проспектами, в сторону Тагильского пруда, проходящей через микрорайоны новой застройки до улицы Зари и Ленинградского проспекта Дзержинского района, соединив центр и Вагонку. Мост № 3 предусматривался, как часть трамвайной линии, берущей начало от существующей линии по Уральскому проспекту, через Тагильский пруд, по северной части Южного района до новой линии меридионального направления по улице Фестивальной.
…И только 12 августа 2022 года, в дни празднования юбилея Нижнего Тагила, глава города Владислав Пинаев в торжественной обстановке открыл движение по долгожданному мосту через Тагильский пруд.
Виолетта ЛАВРОВА, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.
ФОТО ИЗ ФОНДОВ АРХИВА Генеральный план Нижнего Тагила за 1947 год. И СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.