Логотип Тагильский Рабочий

Идешь и делаешь

Часто причиной трагедий становится необдуманное поведение людей на воде. Это в теплое время. Зимой опасно выходить на лед, когда он еще не окреп. Сотрудники центра защиты населения и территории города Нижний Тагил совершают рейды по водоемам, чтобы предотвратить несчастные случаи. О профессии и историях из практики корреспонденту «Тагильского рабочего» рассказал начальник спасательной станции Александр ВИТЮНИН.

Изображение Идешь и делаешь Скачать изображение в формате JPG

- В профессии 15 лет. Пришел не случайно. Попалась на глаза вакансия, решил попробовать. Сдал нормативы - приняли.

Обучался в московской водолазной школе «Подводречстрой». Самым ценным считаю опыт, который перенимал у Владимира Александренко, которого не стало три года назад. Он проработал в службе 30 лет. Привел в профессию двух сыновей. Рассказывал мне, как действовать в сложных ситуациях, проводить осмотр, ремонт снаряжения. В момент опасности водолаз должен быть сосредоточен на поставленной задаче, а не на том, работает ли оборудование. Одна цель - помочь человеку. Сейчас мы передаем опыт молодым сотрудникам.

- Кто чаще попадает в ситуации, из которых без спасателей не выйти?

- За 15 лет около 150 человек поднял из воды. По рассказам Владимира Николаевича, ранее в сезон по 80-90 человек тонуло. Два-три выезда в день было практически всегда, а на станции - недобор штата, работали всего четыре сотрудника. Начали больше внимания уделять профилактике: проводить мероприятия на водоемах города совместно с другими службами, а также беседы в школах по безопасному поведению на воде. Это принесло свои плоды. Но трагедии все равно происходят: из последних - трое утонувших.

В основном, мужчины подвергают себя опасности. За свою службу двух детей поднял со дна водоема. Психологически тяжело, особенно когда есть свои. Научился со временем чужое горе, чужой груз на себя не перекладывать, потому что так можно с ума сойти. Если каждое происшествие примерять на себя, можно уйти в глубокую депрессию.

На спасательной станции круглосуточно находится дежурный. В случае экстренной ситуации он собирает группу и готовит оборудование. Затем спасатели сразу выдвигаются на место происшествия. Все разложено по полочкам, каждый знает свои обязанности.

- Расскажите самые запомнившиеся истории.

- На Муринских прудах утонул человек. По нормативу, для спасения есть шесть минут. Промедление может стоить жизни. Буквально летели на катере по протокам, а где было мелко, тащили судно на себе. Потом добежали до места. Очевидцы пострадавшего уже «похоронили»: накрыли ветками, тряпками. Владимир Николаевич осмотрел глаза, пощупал пульс. Сказал, что можем откачать. Начали делать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Человек очнулся. Спасли.

Еще один случай. Коллега Константин зимой бежал 700 метров по снежной целине почти до клуба «моржей». Потом ломал метров 30 лед, чтобы оказать помощь провалившейся под лед женщине. Доставал лыжницу из-под воды. За этот случай губернатор отметил Константина наградой.

Летом часто кто-нибудь пытается переплыть пруд. Подходим на катере к пловцу. Говорю: «Здесь суда ходят, не заметят и случайно могут вас переехать». Отвечает: «Если что – поднырну». Не представляет, какая опасность ожидает его в таком случае. За день одного и того же «героя» два раза доставляли на берег. Когда увидели третий заплыв и подъехали, он был практически под водой. Подняли на борт, а он в спасателя вцепился и повторял: «Спасибо».

Бывает, животных спасаем. Лошадь доставали из полыньи в декабре. Хорошо, что у нас есть снегоход. Подъехали, обвязали и вытащили. Хозяйка с ней была, быстро обтерла животное и позвонила в ветеринарную службу. Собак часто выручаем. Дежурный водолаз весной бежал 800 метров на противоположный берег, чтобы оказать помощь тонущей собаке.

- Какие главные качества должны быть у спасателя?

- Смелость. Но разумная. Не такая, чтобы без ума лететь с мыслью: «Я всех спасу». Надо уметь быстро ориентироваться, вовремя навыки применять. Важна физическая подготовка. Работаем с людьми, поэтому где-то нужно морально поддержать, где-то психологические приемы использовать. Допустим, отвлечь человека, чтобы полегче было пережить случившееся. Иногда достаточно просто говорить на отвлеченные темы.

Отработать нужно все до автоматизма, чтобы в реальной ситуации не думать, как это выполнить. Просто идешь и делаешь. Но еще необходимо оценивать риск. Есть такое правило - не допускать необоснованного риска, иначе и сам погибнешь, и другим не поможешь. Водолазных работ это тоже касается. Всегда в группе трое. Рабочий водолаз, страхующий, всегда в готовности - одет, кислородный аппарат рядом. В случае экстренной ситуации тут же спускается и помогает. Обеспечивающий водолаз подает рабочему условные сигналы. Руководитель водолазных спусков следит за ситуацией и направляет.

- Что вас мотивирует?

- Разговорились на эту тему как-то со спасателем, который был в гостях. Рассказал, что видел девушку - вроде знакома, но не помнит, кто это. Поздоровалась и говорит: «Помните, как два года назад меня из разбитой машины извлекали?» Вспомнил этот ужас, у нее были переломы ребер, ноги. Пока коллеги резали машину, чтобы достать пострадавшую, держал за руку, успокаивая. Жива! Какая еще нужна мотивация? Или едешь в маршрутке, а тебе улыбаются:

«Здравствуйте. Мы на лодке тонули, вы нас спасали. Помните?» Благодарность людей - лучшая награда.

- Хотите, чтобы сын пошел по вашим стопам?

- Думаю, что это будет его личный выбор. Но уже сказал, что в 14-15 лет начнет занятия в бассейне. Походит с аппаратом по метровой глубине. Попробует. Если понравится, почему бы и нет? Сейчас ему 12, пока еще не определился. На скалолазание, плавание, в кикбоксинг ходил - где только не пробовал себя. Будущему спасателю все пригодится.

- У вас есть жизненное правило?

- Быть доброжелательным и честным по отношению к людям. Судьба такая штука - все возвращается бумерангом.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы