На самолетике
Фантастический роман Евгения Водолазкина «Авиатор» вышел в 2016 году. Его герои уже несколько раз рассказали с театральной сцены историю петербуржца Иннокентия Платонова, замороженного учеными в начале 20-х годов XX века, и вернувшегося из небытия в 1999-м. Спектакли получаются разными, ведь каждый режиссерпри погружении зрителя в две исторические эпохиреализует инновационные идеи. Свою версию в Нижнем Тагиле представилпетербургский режиссер Ринат Кияков.
- Я стремился к тому, чтобы разница во времени ощущалась визуально – через предметы, музыку, отношения между героями. Тогда это не просто текст, а настоящее погружение в историю, которая случилась с главным героем, - поясняет Ринат Кияков.
И вот уже перед нами не сцена, а огромный бумажный самолетик, готовый отправиться в небо. На больничных кроватях не люди, а пластичные ростовые куклы. Вереница надгробий, украшенных цветами, отсылает зрителей то к замученным узникам Острова, то к мирно почившим современникам главного героя …
В обрамлении слов, предметов, света и музыки история жизни Иннокентия не просто оживает, она становится биографией изломов XX века. Заморозили человека в голодные двадцатые годы, разморозили в лихие 90-е. Бывают ли в России безмятежные времена? Удается ли сохранить человеческий облик тем, кто попал в жернова тяжелых обстоятельств?
- Главный ужас исторических бедствий – революций, войн - не в стрельбе. И даже не в голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке прежде подавлялось законами, выходит наружу, - уверен Платонов.
На ниточке
В очередном монологе Иннокентийцитирует строки из стихотворения «Весна» Николая Смолякова: «И землю жаворонок держит на нитке песенки своей». А спектакль «Авиатор» держится на искренности и мастерстве Власа Корепанова – исполнителя главной роли. Артистпрактически не покидает сцену, ведь действие –череда воспоминаний одного человека. В его власти все происходящее на «самолетике». Представляете, какую ответственность возложили коллеги на Власа Анатольевича: сфальшивит он, слукавит хоть чуть-чуть - и спектакльпровалится, будет убедителен – успех творческому проекту обеспечен. И лидер не подвел.
Воспоминания приходят к главному герою фрагментами из разных периодов жизни. Это коллаж, в котором перемешаны Санкт-Петербург начала ХХ века, детские победы над своими страхами, первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, бесчеловечность Соловков. Моменты счастья чередуются с невыносимыми страданиями, предательством, убийством. И мы видим, как ежесекундно меняется настроение Платонова, как из мозаики прошлого складывается его философия бессмертия. Он понимает, что судьба дала ему второй шанс, чтобы завершить дела на земле.Давным-давно он совершил грех, и желанный покой – рай - ему недоступен. В детстве Иннокентий мечтал стать авиатором, и представлял себя большой птицей. Через десятилетия он понял: чтобы взлететь, нужно освободиться от отягощающего душу груза – искренне покаяться, попросить прощения у убиенного доносчика Зарецкого.
Кстати, о Зарецком. Повезло зрителям, не знакомым с романом Евгения Водолазкина. Автор описывал соседа Иннокентия как человека мелкого во всех отношениях, сравнивал его то с мокрицей, то с червем. А на сцену в роли Зарецкого вышел Илья Власов, и зрители остро почувствовали несовпадение образов – книжного и театрального. Ну не мог вор и доносчик, отличавшийся крайней неопрятностью, иметь внешность покорителя женских сердец!
Другие театральные персонажи не противоречили книжным героям. Наоборот, актеры очеловечили их, сделали по-соседски понятными. Особенно удалось это Елене Агеевой, блестяще сыгравшей мужскую роль. Ее доктор Гейгер – мягкий и деликатный человек, спрятавшийся в кокон научной работы от бардака 90-х годов. Он признается, что отстранился и от трудностей, и от радостей: «Какая жизнь – одна наука».Актриса Валерия Рыкова исполнила сразу две роли: Анастасии – утонченной, трепетной барышни и ее внучки Насти – практичной современной девушки. Ее движения и интонации созвучны двум разным эпохам.
Занавес закрывается. По бурной реакции зрителей понятно, что спектакль им понравился. А понравилась ли работа в Нижнем Тагилеприбывшей из Санкт-Петербурга постановочной группе?
- Тронут тем, что тагильские зрители сопереживали происходящему на сцене, принимали наши посылы, - делится Ринат Кияков. – Актеры проделали большой путь, чтобы передать главную идею произведения – неизбежность покаяния. На результат профессионально отработали все цехи и труппа театра.
Жизненным девизом главного героя «Авиатора» стало напутствие друга семьи Терентия ОсиповичаДобросклонова: «Иди бестрепетно». Но у актеров Нового молодежного театра и их зрителей так не получилось. На премьере трепетали все.