В прошлых выпусках «Тагильского рабочего» мы рассказывали о легендах советского автопрома, которые нет-нет, да встречаются на улицах города. Всего за месяц нам удалось «покрутить руль» практически нового «Запорожца», оценить коллекцию вещей из СССР на заднем сиденье «Москвича» и с ветерком прокатиться по бездорожью на ГАЗ-69. Но сегодня у нас в гостях не просто ретроавтомобиль. Wanderer W23 - настоящая машина времени с удивительной и отчасти ироничной историей жизни, в которой было все: нацистская Германия, Советский Союз, смерть, перерождение и даже Сталин.
На этот раз съемка автомобиля проходила у здания бывшего земского училища, ныне Высокогорского многопрофильного техникума. Место было выбрано неспроста. Облик исторического объекта, как и дизайн Аudi Wanderer, способен в одно мгновение перенести на несколько десятилетий назад. Именно эта, приобретенная с течением времени особенность, и привлекла Максима Ергашова – владельца немецкой классики с русской душой.
Германия – Россия
- Автомобиль сошел с конвейера в 1939 году. Его класс – лимузин. Несложно представить, кто тогда в Германии мог позволить себе такой автомобиль - зажиточные промышленники, бизнесмены, политики, артисты. Точно неизвестно, как Wanderer попал в Советский Союз. Но предполагаю, что это произошло после Победы, в 45-м.
Тогда многие офицеры обзавелись подобными трофейными автомобилями. Мне же он достался не от дальнего родственника - участника Великой Отечественной войны, а за реальные деньги. С детства интересовался автомобилями, в особенности привлекали те, чей облик – история, запечатленная в железе. Став старше, по разным причинам долго откладывал покупку. Когда собрался с мыслями, увидел на одном из сайтов этот автомобиль, влюбился и купил. Была лишь одна загвоздка - машина продавалась в Сургуте.
Прошлый владелец пригнал ее из Москвы, перекрасил из серого цвета в черный и ездил в свое удовольствие, не утруждая себя ремонтом. Так что, когда в прошлом году я пригнал Wanderer в Нижний Тагил, его состояние оставляло желать лучшего: не было заднего хода, отсутствовал стоп-сигнал, требовался ремонт «ходовки». Но за счет того, что вся техническая часть позаимствована у отечественного автомобиля, покупка запчастей не составила проблем.
Перерождение
В столице в 2008 году автомобиль отреставрировали - не до оригинала, но для передвижения по городу: поставили двигатель от ВАЗ-2106, а ходовую часть от Chevrolet Niva, установили электрический люк, перетянули салон, провели масштабный кузовной ремонт. Получилось настолько хорошо, что продюсеры сериала «Чкалов» даже попросили автомобиль для съемок. Правда, сколько я сериал не пересматривал – в кадре Wanderer так и не увидел, но, как доказательство, остались фотографии со съемочной площадки. Вообще, в переводе на русский Wanderer значит «странник».
Изначально компания создавала велосипеды, потом мотоциклы, а после попробовала себя в машиностроении. И, надо сказать, опыт был удачным. В 1932 году Audi, DKW, Horch и Wanderer объединились в союз автопроизводителей Auto Union. Так появились фирменные четыре кольца. Однако в послевоенные годы союз распался - и три из четырех компаний в разные годы прекратили существование. На плаву осталась только компания Audi.
Новый мир
У меня есть еще один автомобиль – «Москвич-401» 1955 года выпуска. В ближайшее время хочу завершить его восстановление – привести к первоначальному виду. Но «Москвич», в отличие от «странника», реставрируется не для езды по городским улицам – в нем всего 29 л.с. Оригинальный двигатель Wanderer не разгонялся больше 115 км/ч. Поэтому на таких автомобилях, чтобы быть в потоке, необходимо менять мотор, в противном случае машина будет только мешать остальным водителям.
Еще одна проблема – бензин. Для этого двигателя нужен 66-й, но где его взять? Правильно – нигде. В эксплуатации такого авто тоже есть свои сложности. Например, чтобы улучшить обзорность автомобиля, пришлось установить камеру заднего вида и купить стилизованные боковые зеркала. В то время проектировщики не задумывались о том, что водителю нужно лучше смотреть по сторонам, да и трафик был совершенно другой.
Все взгляды на Wanderer
В разговоре Максим предлагает прокатиться на раритетном авто. По его словам, только так можно понять тех, кто готов тратить баснословные суммы на реставрацию подобных автомобилей. На первом же перекрестке угрюмый водитель за рулем отечественной легковушки, увидев Wanderer, жестом руки показал «класс» и расплылся в широкой улыбке. Мы улыбнулись в ответ.
- И так практически всегда, - продолжает Максим Ергашов. - Это автомобиль-эмоция. Он поднимает настроение как окружающим, так и водителю. Люди ведь не автомобилю машут, а тебе. Иногда, конечно, устаешь от чрезмерного внимания. Бывает, возвращаешься, уставший, домой после работы или опаздываешь куда-нибудь, а прохожие подбегают, начинают расспрашивать про автомобиль: «Как?», «Откуда?», «Почему?», «Сколько?»
Вроде бы и обидеть не хочется – видно, что им искренне интересно. Но свои дела тоже не отложишь в сторону, поэтому порой приходится отказывать в общении. Спрашивают и о продаже, но предложения не рассматриваю. Заниматься транспортировкой такого автомобиля, его реставрацией, чтобы потом продать – это неуважение к своей мечте. В планах - заменить отечественные узлы и агрегаты на японские, установить кондиционер. Запчасти и работа обойдутся примерно в миллион рублей. За такие деньги сейчас можно приобрести хорошую иномарку, но мне это попросту неинтересно.
Михаил КОЗИН.
ФОТО АВТОРА И МАКСИМА ЕРГАШОВА.