Лысенко здесь самый опытный, давно на пенсии, ветеран труда, но на заслуженный отдых не спешит. Говорит: «Пока приношу пользу и здоровье позволяет – буду работать!»
Любовь к технике у Сергея Григорьевича от папы. Григорий Иванович – фронтовик, инвалид войны, в начале 1950-х принимал участие в создании пассажирского автотранспортного предприятия. Сначала был водителем, затем начальником колонны, одной из передовых в таксопарке.
- У меня вся жизнь с транспортом связана, - сообщил Сергей Лысенко. - Папа еще маленьким катал меня на 21-й «Волге». Можно сказать, что с тех пор я водитель, хотя права получил в 21 год. А работаю в транспортной сфере уже почти полвека, 46 лет. Мама была фельдшером. Родители у меня долгожители: папа прожил 92 года, мама – 90. Отец учил, что нельзя сидеть без дела, надо трудиться, пока можешь. Сам так жил, и я с него пример взял.
Трудовую деятельность Сергей Лысенко начинал в автопарке, устроился сразу после окончания школы. Никому не сказав, отправился подавать документы в Свердловский автодорожный техникум. Конкурс был высоким, учебное заведение, по словам Сергея Григорьевича, тогда котировалось на уровне института, потому что выпускало грамотных специалистов, мастеров на все руки. Сдал экзамены, поступил. Чтобы не терять молодого перспективного сотрудника, профком предприятия назначил студенту стипендию.
В таксопарк Лысенко вернулся через два с половиной года мастером по ремонту. Затем отслужил в армии и вновь приступил к обязанностям. До сих пор сожалеет, что таксопарк прекратил существование. С ним связано очень много добрых воспоминаний. Был прекрасный коллектив.
- Если встречаю бывших коллег, обязательно остановимся, поговорим, вспомним молодость, - рассказал Сергей Григорьевич.
Перешел в другую организацию заведующим гаражом, затем - в производственное объединение грузового автотранспорта, там пять лет командовал колонной на Руднике III Интернационала. Перед тем, как устроиться в Тагилдорстрой, был главным механиком и заместителем директора МУП «Тагил» на Вагонке. Вспоминает, что за хорошую работу ему жал руку глава города Николай Диденко.
В ТДС первые десять лет трудился диспетчером. Тогда это была мужская профессия, выпускали автомобили на линию. С эпохой компьютеризации представителей сильного пола заменили женщины. Начальник транспортного участка пригласил Сергея Лысенко на место механика. Теперь кроме выпуска на линию он обеспечивает ремонт и техобслуживание всей техники МУПа.
- Предприятие работает круглосуточно, стараемся побольше сделать ночью, когда меньше транспортный поток. Начинаю с семи утра, общий выезд техники - в полвосьмого, - пояснил Сергей
Григорьевич. - Смотрим, чтобы все было исправно. Если есть проблемы, срочно отправляем на ремонт. На линию выходит до 40 единиц ежедневно: тракторы, грейдеры, комбинированные машины, самосвалы, погрузчики. Когда все уезжают, занимаемся ремонтом под руководством главного механика. Все делаем своими силами. На Западе ведь нет ремонта как такового: вышла из строя запчасть – поменяли. А мы начинаем думать, как ее «оживить»: подточить, подварить, подстучать. Так сложнее, но зато интереснее. Где-то и отечественные детали ставим вместо импортных. Рук не опускаем.
По словам Сергея Лысенко, сейчас техника стала на порядок лучше. Когда создали МУП, приняли на баланс старенькие машины другого предприятия:
- Несколько ЗИЛов с тех времен осталось, это вообще редкость, обычно на предприятии грузовики служат 10-15 лет. Делаем все, что можем, чтобы старички не простаивали, а работали. Хотя, конечно, конкурировать с КамАЗами они не могут. Есть у нас и оборудование импортного производства: фреза, катки, асфальтоукладчик. Дорогая, но хорошая современная техника. Зато если ломается, то капитально. Сейчас сложно стало с запчастями. Цены такие, что можно погрузчик или самосвал купить. Например, двигатель на фрезу стоит пять миллионов рублей.
Сергей Григорьевич сетует, что теперь водителей не учат ремонтировать машины, а ведь это важная составляющая профессии.
- Многие опытные кадры ушли на пенсию, воспитываем молодежь. Опыта набираются здесь. Приходят, умея только рулить. Что-то сломалось, он стоит у машины и не знает, что делать. Все объясняем с нуля. Главный механик Александр Маланин, бывает, подсказывает-подсказывает, а потом не выдержит: «Отойди, я сам сделаю!» Но с теми, кто учиться не хочет, мы быстро прощаемся. Обычно сразу видно, что толку не будет. Стараемся заранее все узнать о человеке. Звоним на прежнее место работы, спрашиваем, как он там себя зарекомендовал. Бывает, конечно, ошибаемся, но редко. В основном, ребята - молодцы, стараются, за машинами смотрят. Кто работает, тот и зарабатывает хорошо. После нас предприятие не пропадет, есть хорошая смена! Сейчас все держится на начальнике участка Василии Спиридонове, он и создавал коллектив.
За 20 лет в Тагилдорстрое сменилось четыре директора. Особо он отмечает первого, Владимира Юрченко, который проработал дольше всех, и нынешнего, Игоря Васильева.
- Мне нравится в Игоре Николаевиче то, что он всегда старается войти в положение и помочь. Если к нему обращаешься, идет навстречу. Многих повидал, понимаю - это хороший руководитель. С ним легко работать! Заметно, что и у него есть большое желание трудиться на благо предприятия и города.
Дорожников часто ругают, но Сергей Григорьевич гордится тем, что работает в Тагилдорстрое:
- Всякое приходилось выслушивать, но до скандалов не доводил. Сейчас время такое, многие любят покритиковать, поворчать, высказать свое мнение. На это, считаю, обижаться не стоит, ведь всем не угодишь. Например, часто спрашивают, почему частный сектор не расчищаем от снега. Посылаем грейдер, водитель возвращается и рассказывает, что на него местные жители с лопатами бросаются. Автомобилисты довольны, а те, у кого машин нет, возмущаются, что завалили проход к дому. Ребята обижаются, ведь доброе дело делают, та же «скорая» не проедет, если не расчистить.
Знаю, что свою работу выполняю честно, мне за нее краснеть не приходится. Те, кто рядом, тоже трудятся на совесть. Поэтому не скрываю, что работаю в Тагилдорстрое.
Выходной у Сергея Лысенко только один, в субботу. Старается проводить его с женой, поработать в саду. В будни уходит в полшестого утра, возвращается после пяти вечера. Говорит, жена относится с пониманием. Тоже считает, что надо трудиться, пока есть силы.
Сын работал в налоговой, потом окончил институт по другой специальности. Не пошел по отцовским стопам, но он и не настаивал.
- Много чего повидал, если все рассказывать, дня не хватит, - отметил Сергей Григорьевич в завершение беседы. – Больше было хорошего, людей много хороших встретил, сам старался плохого не делать. Ни о чем не жалею. Если бы заново жизнь начать, ничего бы не поменял!
Татьяна ШАРЫГИНА.