Логотип Тагильский Рабочий

Надежное звено

6 ноября исполняется 90 лет станции Смычка. Транспортный узел Смычка входит в число восьми ключевых узлов, определяющих работу Свердловской железной дороги. Станция начала свою работу в эпоху индустриализации страны и с тех пор является транспортным форпостом уральской горно-металлургической отрасли.

Изображение Надежное звено Скачать изображение в формате JPG

Дитя индустриализации

В 30-е годы прошлого столетия Нижний Тагил стал центром крупномасштабного промышленного строительства. Здесь возводились настоящие гиганты: Ново-Тагильский металлургический и Уральский вагоностроительный заводы, укрепляли свои позиции и работающие производства. Большая промышленность – это большая логистика. Ведомственным железным дорогам нужен был надежный выход на государственную магистраль. Его должна была обеспечить станция с «говорящим» названием – Смычка. В 1932 году по решению Совнаркома на северном рубеже Нижнего Тагила было начато строительство сортировочной станции.

Начиналась станция с двухпутного разъезда, который служил для приема грузов, идущих на строительство металлургического гиганта. Морозной зимой 1933 года строители добирались пешком от станции Тагил до строящейся Смычки. Из техники были два малосильных трактора «Фордзон». В стройке участвовали не только тагильчане, но и сибиряки, рабочие из разных союзных республик. Объект был крайне важен для развития города, и люди это понимали. В музее Нижнетагильского региона СвЖД хранятся воспоминания первостроителей:

- На стройке царили порядок и дисциплина, к инструменту относились бережно, каждый отвечал за него, как за свой, личный. В случае потери какого-либо инструмента виновный заслушивался на бригадном собрании, но такие случаи были очень редки.

Днем и ночью на станции Нижний Тагил и Смычка поступал строительный материал. Вагоны со шпалами, рельсами выгружались вручную. В стране не хватало вагонов, поэтому простой не допускался, и разгрузка шла в любую погоду. Не было случаев прогулов и появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Выполнение распоряжений руководства было законом для всех. Люди работали на совесть, с большим подъемом.

Отступал лес, уступая место растущим строительным площадкам. К концу лета 1933 года по-соседству со станцией появилось первое жилье – засыпные бараки для строителей. Прошел всего год с начала стройки, и на месте разъезда уже стояла станция с шестью приемоотправочными и шестью сортировочными путями. Объект стал подарком Нижнему Тагилу к годовщине Октябрьской революции. 6 ноября 1933 года началась рабочая биография Смычки.

Курс – на развитие

Смычка стремительно укрепляла свою инфраструктуру. Начальником станции был назначен Леонид Николаевич Сибиряков, ратовавший за расширение возможностей железнодорожного узла. В 1934 году принят в эксплуатацию парк «Б» («Буки») с семью путями, в следующем году станцию электрифицировали, а к 1936 году завершили строительство приемоотправочного парка «В» («Веди») и дополнительно 12 сортировочных путей.

Развивалась и социальная сфера. Первомай 1934 года железнодорожники отметили в новом клубе. Внешне он был похож на барак, но жизнь в нем кипела. В клубе проводились комсомольские, партийные и рабочие собрания, работали кружки самодеятельности. К осени 1934 года выросла первая улица железнодорожного поселка. Возможно, молодой и энергичный начальник станции Сибиряков сделал бы больше для станции и тагильчан, но в начале 1937 года он был арестован и вскоре расстрелян, а спустя 20 лет – реабилитирован.

Развитие станции продолжилось. К началу войны здесь было уже 32 пути и действующая сортировочная горка.

Военные будни

В годы Великой Отечественной войны нижнетагильские металлургические заводы и Высокогорский рудник стали кузницей Победы, обеспечив страну рудой и металлом. И помогли им в этом железнодорожники Смычки. За образцовое выполнение задания правительства и военного командования по перевозкам орденом «Знак Почета» награжден кузнец-рессорщик вагонного депо станции Смычка В.В. Корзунин, а старший помощник начальника станции И.П. Луговцов - медалью «За трудовое отличие».

Гордится коллектив легендарным сапером К. Ф.Пылаевым. Константин Федорович до войны трудился слесарем вагонного депо станции Смычка. На фронте проявил мужество и отвагу, был награжден многими орденами и медалями, а за форсирование Днепра получил звание Героя Советского Союза. Приехал после ранения в 1944 году в Нижний Тагил – вся грудь в орденах, и снова вернулся работать в депо на Смычку. 2 сентября 2023 года приказом генерального директора ОАО «РЖД» эксплуатационному вагонному депо Смычка присвоено имя К.Ф.Пылаева.

Только вперед

В 1948 году на Смычке была построена механизированная сортировочная горка высотой 2,7 метра, стрелки включены в электрическую централизацию, начал работу парк приема поездов. При этом значительно повысилась скорость сортировки, пропускная способность путей и безопасность сортировочного процесса. Взят курс на совершенствование технологии поездной и маневровой работы, внедрение новой техники.
В начале 50-х годов были централизованы ручные стрелки приемоотправочных парков. В 1965 году построен новый приемоотправочный парк «В», удлинены существующие пути, дополнительно уложено две колеи в парке приема. Электрической централизацией оборудованы стрелки парка формирования и горочные стрелки.

Первая крупная реконструкция путевого хозяйства на Смычке проводилась в 70-е годы прошлого века. Увеличивается общее количество путей за счет объединения вновь построенных и подключения в сортировку путей старого парка. Строятся дополнительные пути в парке прибытия. Руководили работами начальник отдела движения Г.В. Андросов и начальник станции Смычка В.А. Очеретный.

Появление в 1970 году поста электрической централизации (ЭЦ) позволило создать единый пункт управления стрелками и сигналами, центральную техническую контору и информационный центр. Важным новшеством на станции стало внедрение радиосвязи, которая установлена во всех парках для связи с дежурными по станции, станционными диспетчерами, составителями и машинистами маневровых локомотивов. Появилась пневмопочта большого диаметра для передачи документов. В парке формирования паровозы заменены на тепловозы.

В 1980 году на Смычке приступили к созданию отдела АСУ вычислительного центра дороги. Смычка стала третьей на Свердловской магистрали, внедряющей автоматизированную систему управления сортировочной станцией.

Отметились новациями на Смычке и трудные 90-е годы. Облегчен труд сигналистам: часть путей оборудована полуавтоматическими устройствами закрепления составов. В 1990 году на станции введена в эксплуатацию система документированной регистрации переговоров оперативного персонала с использованием промышленных магнитофонов. Реализован проект реконструкции освещения. В это же время были завершены работы по укладке новых вагонных замедлителей на третьей тормозной позиции, чтобы обеспечить безопасность движения вагонов при роспуске составов с горки и высвободить регулировщиков скорости движения вагонов из опасной зоны.

Модернизация путевого хозяйства продолжилась и в нашем столетии. В 2012 году реконструированы системы автоблокировки на перегоне Нижний Тагил – Смычка – Сан-Донато. Выполнены реконструкция земляного полотна и укладка системы водоотведения, предотвращающей размывы во время паводка и дождей.

Верный своим традициям, коллектив станции Смычка остается в авангарде современных преобразований и с уверенностью смотрит в будущее.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы