Незаметно пролетело время, где-то в далеком прошлом осталась бурная студенческая молодость, но память хранит самые яркие впечатления о преподавателях и тех, с кем учился. Кто-то из педагогов еще работает, другие - на пенсии, а некоторых уже нет в живых.
Вспоминается второй курс. После двух лет службы в армии учеба ушла на второй план. В двадцать лет не хотелось сидеть за партой и грызть гранит науки. Преподаватели относились к бывшим армейцам с пониманием. Первый курс, до армии, я отучился хорошо, а потом реально расслабился.
Физику у нас вел Виктор Сергеевич Мокроносов (к сожалению, он уже ушел в мир иной). Это был просто фанатик своего предмета. Невысокого роста, в очках и с бородой - типичный профессор. Таких в кино снимают. Во время лекции он мог внезапно остановиться, задуматься, а потом, исписав полдоски какими-то решениями с формулами, понятными только ему, извиниться и продолжать лекцию как ни в чем не бывало: просто нашло озарение по квантовой гравитации.
Неумолимо приближалась зимняя сессия. Но, чтобы сдать экзамен, необходимо получить допуск у преподавателя. Это стало проблемой, я практически не посещал занятия. Надеялся на русский «авось», но… не прокатило. Мокроносов был непробиваем. Виктор Сергеевич требовал стопроцентное посещение и сдачу всех практических заданий за полгода. Но после личных переговоров мы достигли компромисса. Он выдал мне три задачи и пообещал допуск на экзамен, когда увидит их решение. Я с радостью согласился. Решить какую-то задачу по физике? Ерунда! Как я ошибался…
Забросив все развлечения, неделю бился над этими задачами. Бесполезно. Интернета у нас тогда не было, друзья-товарищи тоже не смогли помочь. Понял: фиаско!
Но безвыходных ситуаций не бывает! Мне повезло. У мамы есть подруга, супруг которой в то время был деканом физмата в соседнем институте - Борис Иосифович Левит. Сегодня он живет и работает в Израиле. С огромным трудом мне удалось уговорить маму показать ему эти задачи.
Неделю спустя я получил итог. Две первых задачи декан решил, а третью не смог, но предложил три варианта решения без окончательного результата. Я был в шоке: профессор, который пишет книги и статьи, печатает свои научные труды, не справился с задачками второго курса!
Но делать нечего, пошел с решениями к преподавателю Мокроносову. Виктор Сергеевич сидел в лаборатории и что-то писал. Я протянул тетрадь с заданиями и объяснил, что третья задача не решается. Он быстро пролистал две первых и буквально завис на последней. Выйдя из ступора, Виктор Сергеевич пояснил, что третью задачу он придумал сам. И не может решить ее уже три года. Но способы «моего решения» ему понравились. Занавес! Допуск я, конечно, получил, и экзамен благополучно сдал, но третью задачу от бородатого физика буду помнить всю жизнь.
Олег Мишустин, выпускник УПИ 1994 года.
Фото группа НТИ (ф) УрФУ "В контакте".