Логотип Тагильский Рабочий

Колесопрокатный - мой дом и моя семья

Единственный в Нижнем Тагиле кавалер ордена Трудовой Славы трех степеней - Валентина Яковлевна Шерсткова

Изображение Колесопрокатный - мой дом и моя семья Скачать изображение в формате JPG

Родилась Валя ровно за семь лет до дня нашей Великой Победы в Туле, в обычной многодетной семье рабочих. Пять детей, мама и папа. Безмятежная детская жизнь закончилась 22 июня 1941 года. Начались бомбежки.

Пять пар детских глаз

Удивительная память у моей собеседницы. Она помнит все:

- Когда из черной тарелки репродуктора звучали слова «Воздушная тревога. Все - в бомбоубежище», дети наперегонки бежали в укрытие и воспринимали это, как игру. Взрослые боялись взрывов, пожаров, а дети - нет. Они не могли оценить опасность. Когда выходили после отбоя, папа с мамой с тревогой смотрели, уцелел ли наш дом. А мы смотрели на огоньки: вон там огонек, а вон - еще один. Немцы сбрасывали зажигалки, но мы их не боялись.

Холодно было и голодно. Пять пар детских глаз смотрели на родителей и ждали, когда сядем за стол. Росли и все время хотели есть. Папа работал на оборонном предприятии. Их там кормили. Суп он съедал, а второе - картошку или кашу, приносил домой и аккуратно делил на пять частей.

Для детей папа был непререкаемым авторитетом. Не ругал, достаточно было нескольких слов для того, чтобы ребенок понял, что так делать нельзя. Бывало, расшалимся так, что мама справиться не может, но, когда она говорила: «Вот папа с работы придет, все ему расскажу, неслухи», мы становились тише воды и ниже травы.

На всю жизнь запомнила наставления папы: «Где бы вы ни были и кем бы вы ни стали, работайте так, чтобы мне не было за вас стыдно». И еще один урок жизни. «Никогда не берите чужого. И если что-то нашли, отдайте потерявшему».

…Помню колонны пленных немцев, их вели на работы по восстановлению Тулы, которую сами фашисты и разрушили. Они тоже были голодными и протягивали нам открытки, чтобы в обмен получить кусок хлеба. Но никто эти открытки не брал, самим нечего было есть.

Салют Победы

День Победы. Окна нашей комнаты в коммунальной квартире заклеены бумажными полосками крест-накрест, чтобы не трескались при бомбежках. И тут папа с мамой быстро стали их убирать, а с улицы уже слышался гул невероятной канонады. Окна стали как будто шире и светлее. И мы увидели невероятной красоты салют от горизонта до горизонта. Много салютов повидала в жизни, но тот был самым мощным и неповторимым.

После войны папа, каменщик высшей квалификации (он работал с любым камнем - строительным, огнеупорным, мог выполнить любое задание), был направлен в Нижний Тагил, в котором разворачивались масштабные проекты промышленности. Так мы и живем здесь с 1946 года. Папе выделили ссуду, которую семья постепенно гасила, и небольшой участок земли для постройки своего дома. Дом построили небольшой, всего две комнаты. Приехала мамина сестра с четырьмя детьми. Мы в одной комнате, они - в другой. Папа построил полати, вот на них и спали.

Он всегда контролировал нашу учебу. Придя вечером с работы и разделив между нами свое принесенное второе блюдо, садился за стол и приглашал по одному:

- Так, иди сюда. Дневник покажи. Вот по этому предмету подтянись. А это что, замечание по поведению? Чтобы я больше этого не видел.

Коротко, но доходчиво. Второй раз повторять не любил.

Из школы - на комбинат

В школу пошла в связи с переездом с восьми лет. В маминой кофте (жили, как все после войны, бедно) и без портфеля. Учиться старалась хорошо, чтобы не огорчать родителей. Натура у меня боевая, в папу. Стала октябренком, командиром звездочки. Потом меня приняли в пионеры. Не каждому ученику предоставлялось право носить красный галстук, который мне очень нравился. Стирала его, гладила. Для меня он был частью Красного Знамени. С 14 лет стала комсомолкой. Активистка, спортсменка.

Школьную жизнь всегда вспоминаю, как один яркий солнечный день. Сколько было добрых дел. Не перечислить. Сбор макулатуры и металлолома, мощь ветеранам войны и престарелым людям, пионерские, комсомольские и ленинские субботники. Жизнь кипела, и на все находилось время. И в каникулы не сидели дома. Тимуровская команда, комсомольские дела.

...Но вот и окончена школа. Отшумел выпускной бал. Пора профессионально определяться в этой жизни. Пошли трудоустраиваться на Нижнетагильский металлургический комбинат. Нам было по 17 лет, а к основным профессиям допуск был с 18. Поэтому определили в колесопрокатный цех, в сатураторную - готовить и выдавать рабочему народу газированную воду. Сами понимаете, металлургическое производство, жара неимоверная, всегда хочется пить. Из крошечного окошечка сатураторной могли видеть и постепенно изучать цех. Больше всего нравилось наблюдать за работой кранов. Мечтала стать крановщицей.

Поступила в вечернюю школу рабочей молодежи, чтобы получить среднее образование, и одновременно - на курсы крановщиков без отрыва от производства. Теории обучали прямо в цехе. А на практику прикрепляли к наставникам - после работы оставались еще на пару часов. Сама себе удивляюсь, как у меня хватало времени на все дела: работа, учеба, комсомольские поручения и субботники. Наверное, помогали молодость и вера в наше светлое будущее.

Семья крановщиков

Пройден курс, сданы экзамены. Я - крановщик. Окончательно и бесповоротно влилась в трудовой коллектив колесопрокатного цеха - «колески», как мы его называли. 35 лет пролетели - как один день. Освоила все типы кранов. Кстати, и мой муж Геннадий - тоже крановщик. Нам всегда есть о чем поговорить и что вспомнить.

«Колеска» - это моя жизнь, моя судьба, мой дом и моя большая и дружная семья. Вспоминаю теплые взаимоотношения на работе. Старались помогать друг другу.

Общественная жизнь тоже не стояла на месте. С головой окуналась в нее. Каких только мероприятий не проводили. Сколько полезных дел переделали, просто не счесть. Здесь же вступила в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Партбилет не сдала. Остаюсь коммунистом.

Всегда говорю, что мои ордена Трудовой Славы - не моя заслуга. Они принадлежат всей бригаде и «колеске». Если оглянуться назад и провести анализ жизни, говорю сразу: «Я - счастливый человек». У меня есть все: муж, дети, внуки и правнуки, жилье и материальное благополучие. Нам, ветеранам, грех жаловаться на жизнь.

После выхода на заслуженный отдых активно занималась общественной жизнью и профессиональной ориентацией подрастающего поколения. Вспоминаю горящие глаза школьников, которым частенько организовывала экскурсии на производство. Просыпался интерес детей к работе людей огненной профессии. Их поражали масштабы производства, его организация и процесс выпуска колесных пар для железной дороги. Проще перечислить школы, в которых я не знакомила детей с профессиями металлургов.

На лето уезжаем в родную деревню. Там у нас есть маленький дом, земля для посадок цветов и всякой мелочи. Рядом речка, лес. Отдыхаем душой и телом, наслаждаемся удивительной уральской природой.

В заключение хотела бы пожелать тагильчанам крепкого уральского здоровья, любви, счастья, благополучия в их семьях и мирного неба.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы