Коридор для живности
В нашем городе мощной волной идет благоустройство. Уютными и чистыми становятся парки и скверы, преображаются дворы. Все больше тротуарной плитки и асфальта, все меньше бурьяна и древесного подроста. Нас это, несомненно, радует, и мы не задумываемся, сколько при этом развертывается мини-трагедий. Лишившись привычного дома, насекомые, ящерицы, лягушки и прочие обитатели диких закоулков мигрируют на другие зеленые островки, и хорошо, если они для них находятся в «шаговой доступности».
- Один из принципов ландшафтной экологии – наличие городских зеленых коридоров, - рассказывает педагог дополнительного образования городской станции юных натуралистов Дмитрий Шубин. - Придорожные линии деревьев, газоны, парки, скверы, заросшие зеленью дворы позволяют размножаться растениям, перемещаться разным видам птиц и насекомых. От проницаемости территорий для представителей флоры и фауны зависит общий уровень сохранности биоразнообразия. Благоустраивая тагильские парки, авторы проектов вряд ли задумываются о том, что мы теряем. Создаваемая зона отдыха, как правило, не предполагает наличие в ней кого-то, кроме человека. Это мы можем наблюдать, например, в Народном парке. Есть и обратный пример, когда исходные природные качества территории были бережно сохранены - лесопарк «Пихтовые горы».
О том, насколько хорошо чувствуют себя коренные обитатели наших территорий, свидетельствует исследовательская работа воспитанницы станции юннатов Юлии Климовой, которая в течение семи лет изучала биоразнообразие дневных бабочек в природном парке «Река Чусовая» и городских зонах отдыха. Как вы уже догадались, на речном берегу чешуекрылых летало великое множество – аж 58 видов, в том числе восемь краснокнижных. На территории города исследовательница встретила лишь 14 видов дневных бабочек, причем в Народном парке и парке НТМК их не обнаружилось вовсе.
А какие территории нравятся бабочкам? Сквер за ДК «Юбилейный», лесопарк «Пихтовые горы» и окрестности Муринских прудов. Вкусы у людей и насекомых разные. Нам подавай подстриженные газоны и клумбы с петуниями, а гусеницы селятся на чертополохе, кипрее, доннике и крапиве. Из клумбовых цветов предпочитают фиалки. Вряд ли городская программа озеленения предусматривает потребности гусениц, поэтому и впредь бабочки останутся для нас приятной редкостью.
Встретили фифи
С птицами картина иная. Их в городе меньше не становится. Многие виды из-за мягких зим и обилия корма остаются с нами круглый год. Мы привыкаем к встречам среди зимы с чайками и дроздами. А кряквы вовсе забыли, что когда-то были перелетными птицами, и теперь, похоже, забывают, что умеют плавать – гуляют вперевалочку по всему городу, клянча угощение. В этом году наблюдатели насчитали на территории Нижнего Тагила 1140 уток. А какие еще пернатые стали городскими жителями?
Изучая несколько лет видовое разнообразие птиц в районе рек Тагил, Большой Кушвы и Ежовки, воспитанница станции юннатов Варя Казакова зафиксировала 68 видов птиц. Самые многочисленные наши соседи: сизые голуби, воробьи, свиристели, дрозды-рябинники.
Школьница увидела возле городских рек также колонию серых цапель, глухаря и пернатых хищников: двух коршунов, ястреба и сокола. Любители орнитологии наблюдали в 2024 году на Тагильском пруду ловящих рыбу чомг, а также сорокопута, моевку, турпана, синьгу и птичку на стройных ножках - фифи. Всего же в окрестностях Нижнего Тагила обитает около 130 видов птиц.
Делаем вывод – птицы в городских угодьях чувствуют себя вполне комфортно.
Правда, вызывает опасение замена старых деревьев на молодые, ведь именно дуплистые и корявые стволы служат домом для многих птиц. Но масштабы обновления пока скромны, так что трухлявых деревьев не на один еще птичий век хватит.
Службы спасения
К счастью, человек научился не только подстраивать природу под себя, но и уважительно относиться к ее богатствам. Самая близкая к нам территория, где бережно сохраняется видовое разнообразие – Висимский государственный природный биосферный заповедник. Его посещение сродни путешествию во времени – на три века назад. Примерно так выглядели уральские леса, горы и реки до промышленного освоения края.
В заповеднике нашлось место всем – и огромным лосям, и крошечным землеройкам. Восемь лет назад местный медведь Ферапонт, чей танец попал на камеру, взорвал соцсети и получил приз зрительских симпатий в национальном конкурсе «Фотоловушка». Жителей в горных лесах много - выявленная фауна насчитывает около 2600 видов. А из многочисленных видов заповедной флоры каждое десятое растение занесено в Красную книгу.
В заповедную зону вход разрешен только ученым, а в охранную пускают туристов. Там есть пешие маршруты на Веселую гору, Старик-камень и водный - по реке Сулем. Туристическая инфраструктура постепенно развивается, ведь здешние места прекрасны в любое время года. О том, как прошла зима на границе Европы и Азии, узнаем от фенолога заповедника Натальи Беляевой:
- Многочисленные потепления и оттепели нынешней зимы привели к тому, что снег в горах превратился в ледяной панцирь. Лоси здесь встречаются единично: только стойкие звери торят в тяжелом снегу глубокие траншеи. Зато и волки сюда не суются. Напротив, на западе заповедника, в долине реки Сулем, снег рыхлый, пушистый, и лосиных троп здесь много.
Свой вклад в сохранение биоразнообразия вносят общественники. В центр реабилитации диких животных и экологического просвещения «Cолнечная птица» уральцы привозят раненых или ослабленных птиц и зверей. Ежегодно здесь выхаживают и возвращают в дикую природу порядка 50 особей. А тех, кто самостоятельно жить уже не сможет, оставляют на ПМЖ в вольерах. Центр занимает два садовых участка за городом.
Руководитель организации Юлия Жеребцова в уходе за пациентами опирается на помощь волонтеров, а в финансировании – на доброту благотворителей. Каждую весну в центр поступает множество неоперившихся птенцов, выпавших из гнезд. У многих из этих сирот шансов на выживание нет, так как им нужна замена материнского тепла. Специалисты «Солнечной птицы» решили приобрести брудер – устройство для обогрева молодняка птицы в первые недели жизни. Сейчас идет сбор средств на этот аппарат.
Это только кажется, что сохранение биоразнообразия – вопрос абстрактный, далекий от житейского уклада. Но так уж получилось, что хозяином планеты стал человек. Именно мы с вами решаем, будут ли рядом петь птицы, летать бабочки и шуметь березы.