Логотип Тагильский Рабочий

Психика в ЧС: как пережить и что делать

Чрезвычайные ситуации не являются для человека нормой. Трагедия, с которой столкнулись тагильчане в первые дни августа, всколыхнула весь город и сказалась на психологическом благополучии людей. Кто-то из них ощутил это сразу, а кто-то столкнется с последствиями пережитого спустя какое-то время. Практически с первых минут случившегося на Вагонке на месте ЧС работала интегративный и кризисный психолог Наталия КОЗЛОВА. Она рассказала о том, как действуют на психику экстремальные ситуации, и дала рекомендации, позволяющие пережить их с минимальными потерями.

Изображение Психика в ЧС: как пережить и что делать Скачать изображение в формате JPG

- Наталия Владимировна, вы в числе первых оказались на месте обрушения дома…

- Да, я живу в двух кварталах, прочитала о произошедшем в новостях и сразу отправилась туда. Для меня это не первый опыт работы при ЧС, но с трагедией такого масштаба сталкиваться не приходилось. Было много людей: кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то смотрел на все происходящее с любопытством. На площадке быстро развернули оцепление и организовали штаб. Я же находилась среди людей и наблюдала за их поведением и реакциями. При необходимости объясняла, как себя нужно вести, как помогать и поддерживать, чтобы человеку становилось лучше, а не хуже.
Под конец следующего дня начались первые звонки с запросом на психологическую помощь. Люди спрашивали, как рассказать о случившемся детям, как сообщить им о том, что погиб близкий человек, надо ли брать их на похороны…

- Как с точки зрения специалиста психика реагирует на стрессовую ситуацию?

- Здесь есть несколько фаз. Первые пять дней – это так называемая шоковая зона, когда в действие вступают механизмы самозащиты. В этот период человек будто бы отсутствует, не понимает происходящее, ему кажется, что все это в реальности – сон. Здесь нужно давать пострадавшему ту поддержку, которую он готов принять. Важно позволить ему выражать свои эмоции и чувства: пусть плачет, говорит.

Вторая фаза – постепенное осознание того, что да, горе случилось. Чаще всего поднимаются гнев, агрессия, злость, начинаются поиски виноватых. Нередко возникает и собственное чувство вины: почему это произошло с ним (ней), а не со мной? Если бы я сделал(а) то-то и то-то, трагедии бы не случилось. Здесь также важно выражение переживаний, чувств любыми безопасными способами. Не допускать, чтобы человек «утонул» в вине или обиде – это одни из самых разрушающих эмоций.

Третья фаза – проживание потери, утраты и горя. Это основной этап, который может длиться от шести месяцев до полутора лет. При его грамотном прохождении человек возвращается к нормальной жизни без осложнений. Чем раньше он начнет включаться в так называемую нормотипичную жизнь: ходить на работу, обустраивать хозяйство, восстанавливать социальные контакты и т.д. – тем проще ему будет справиться с горем. Здесь важно не допустить вытеснения или избегания травмирующей ситуации – это чревато психосоматическими заболеваниями, посттравматическим стрессовым расстройством, психологическими нарушениями.

Наконец, четвертая фаза – восстановление, когда человек научился жить с той болью, которая есть. Она уже не фонит, не триггерит, не вызывает сильных эмоций. Кстати, я против советов «избавиться от боли», поскольку считаю, что это невозможно.

- К сожалению, у нас далеко не все знают об особенностях проживания горя и относятся к этому процессу неосознанно…

- Поэтому здесь рекомендована помощь специалиста. Не обязательно это длительная терапия – иногда достаточно одной консультации. Исходя из состояния человека, психолог предложит чек-лист его восстановления, по которому дальше можно будет работать самостоятельно.

- Многие люди, даже напрямую непричастные к случившемуся, жалуются сегодня на тревогу, страх, напряжение в теле. С чем это связано?

- Есть такое понятие, как травма свидетеля. Ее получают все непосредственные очевидцы ЧС, спасатели, медики, волонтеры, журналисты, обычные наблюдатели (их особенно много было в первые часы трагедии, причем немало взрослых из-за собственной психологической незрелости привели с собой детей). Также травмированными оказались и те, кто следил за произошедшим по телевизору и в соцсетях.

Сложность в том, что люди об этом не знают, не осознают, что столкнулись с травмой, с которой нужно что-то делать. То есть непосредственно пострадавшим в этой ситуации не нужно объяснять, что у них горе. Получившие же травму свидетеля попросту не понимают опасности, которой подверглась их психика, не придают ей никакого значения. Негативные последствия же этой травмы могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время.

- По каким признакам можно понять наличие травмы?

- Самые распространенные – нарушение сна, гипертревожность, необоснованный страх, агрессия, телесные сигналы (тремор, сбои дыхания и другие). Некоторые из них заметила у себя даже я. Здесь важно не убегать: остаться в процессе и попытаться понять, что происходит. Назвать свое состояние: «Я злюсь», «Я боюсь» и т.д. В этом случае эмоция становится регулируемой.

Далее нужно любым экологичным способом дать ей движение: можно ее подробно проговорить, нарисовать, прокричать, пропеть, даже потанцевать – все, что угодно. Большинство из нас держат эмоции внутри, подавляют их, поскольку не принято плакать, злиться, раздражаться.

Однако долго так сдерживаться невозможно. Если человек не выразит эмоции во вне, будет их подавлять, это в конечном счете выльется в аутоагрессию, а потом – в психосоматические заболевания и посттравматическое стрессовое расстройство.

- Помимо выражения эмоций как еще можно себе помочь?

- Здесь все индивидуально, смотрите, что помогает конкретно вам. Сформируйте собственный чек-лист для поддержки своего состояния: прогулки на природе, огород, ванна, медитации, чашка ароматного кофе или чая, ароматерапия, музыка… Важно ограничить просмотр всех негативных событий в сети или по ТВ, а также не обсуждать, не «мусолить» стрессовые события. Говорить нужно, но – о себе и своих переживаниях: что я чувствую, что со мной происходит эмоционально и физически.

- Наталия Владимировна, дайте несколько рекомендаций, касающихся детей. Как им правильно рассказать о трагическом событии, сообщить какую-то сложную с эмоциональной точки зрения новость?

- Здесь тоже нет универсальных советов. Если ребенок стал непосредственным участником трагедии, важно это проговорить: в комфортном месте, с близкими людьми. Задача – ничего не усиливать и не уменьшать. Избегать эмоционально окрашенных слов: «трагедия», «ужасно», «кошмар» и т.п. Соблюдать нейтральность. Не запрещать выражать ребенку чувства – какими бы они ни были.

Ошибка, когда родители не берут на похороны детей. Можно ребенка спросить: «Ты готов пойти?» И если он ответит: «Да, готов» – берем. Это как раз стадия принятия, когда происходит осознание: этого человека больше нет, я его никогда не увижу. В противном случае бывают ситуации, когда ребенок не может понять и принять произошедшее, продолжая ждать умершего и на что-то надеяться.

Подчеркну, что в теме смерти, как и во многом другом, дети ориентируются на реакции взрослого человека. К сожалению, из-за массовой психологической незрелости они не всегда бывают правильными и адекватными. Поэтому будьте внимательны к своему психологическому состоянию, учитесь определять свои эмоции и правильно их выражать. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно – обращайтесь к специалисту. Я и мои коллеги всегда готовы помочь!


Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы